Программа работы школьного музея

Программа «Школьный музей» предполагает обучение учащихся учреждений основного образования детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на один год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается в параллелизме и взаимосвязанности краеведческой  и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Подобное построение занятий позволяет дать учащимся знания, необходимые для:- реализации регионального компонента по различным предметам основного курса обучения; осуществления музейно-краеведческих исследований как формы дополнительного образования;

- организации систематической деятельности школьного музея как учебно-воспитательного и досугового центра учреждения образования.

Программа «Школьный музей» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения и музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу школьного музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой «Школьный музей».

 Практические занятия:

 Знакомство с работой школьных музеев. Экскурсии. Встречи. Фонды музея. Учёт и хранение фондов школьного музея. Экспозиция школьного музея. Массовая работа музея (лекции, беседы, встречи, слёты, конференции, викторины, экскурсии).

1.     Собирательская работа (поисковая)

 Определение цели поиска (сбора)

(создание музейной коллекции, пополнение фондов музея, создание или пополнение экспозиции музея).

2. Основные формы поисковой работы (походы, экспедиции, экскурсии, переписка, анкетирование, наблюдение, эксперимент и т.д.).

3. Методика сбора и фиксации материалов (по направлениям краеведческой работы).

4. Обработка собранного краеведческого материала.

5. Варианты оформления полученных результатов (карточки, подборка газетных вырезок на определённую тему, сообщение, отчёты, коллекции, фотографии, слайды, видеофильмы и т. д.).

          Программа связана с развитием СОШ имени В.П.Ларионова.

            Программа предполагает улучшить работу учащихся и коллектива школы за счёт приобретения новых данных по истории школы, развитие поисковой работы, Программа  актуальна для всего Мегино - Кангаласского улуса тк МСШ является одной из старейших и ведущих школ системы образования улуса. Программа позволит регулярно и оперативно держать связь с выпускниками, учителями-ветеранами, те расширить контакты, а для движения вперед это одно из главных условий. Проект предусматривает воспитание чувства патриотизма, гордости за свою родную школу.

 

Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»

 

№ п/п Содержание программы

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1. День государственности

2

-

2

2. Наследие в школьном музее

2

2

4

3. Функции школьного музея

2

-

2

4. Родной край в истории государства российского

4

2

6

5. Организация школьного музея

2

2

4

6.  Моя семья и родной улус

4

4

8

7. Комплектование фондов школьного музея

4

6

10

8. Наша школа в истории улуса

2

2

4

9. Фонды школьного музея

2

4

8

10. Формы работы в школьном музее

2

2

4

11. Педагогическое  наследие родной школы

4

4

8

12. Учёт и описание музейных предметов

4

6

10

13. Экспозиция школьного музея

4

6

10

14. Тексты в музейной экспозиции

6

8

14

15. Экскурсионная работа в школьном музее

4

8

12

16. Подготовка к школьной музейной  олимпиаде

6

-

6

17. Подготовка к улусному смотру школьных музеев

6

-

6

18.Дни классов по темам поисковой работы

4

4

8

19. Публичное слушание по истории Якутии.

       С 9 -11 классы

 

4

4

8

20. Встречи с интересными людьми села

       Классные часы в месяц 1 раз

4

-

4

21. Встреча школ, которые носят имя известных людей    

     Якутии «Саха саарыннара»

1

 

1

22.Организация выставки «Памятные места села Майя»

2

2

4

23.Юниорские чтения по патриотическим темам.

 

2

2

4

24. Консультирование написания исследовательских работ учащимися на базе школьного музея.

4

-

4

25.День рождения школы ( подготовка выставка)

 

2

-

2

26.Галерея героев улуса.  Подготовка материала для     

     выставки

4

2

4

27.Брейн ринг по истории села с участием трех школ

2

 

2

28. Чтения «Семейная реликвия» для младших  

      школьников.

4

2

6

29. День героя «Суэдэр кунэ»

2

-

2

30. Проведение конференции «Мин Майам»  5-6 классы

2

2

4

31.Презентации по итогам поисковой работы по месяцам

     с 5 – 11 классы.

2

-

2

32.Занятия с музейным активом школы  

4

-

4

33.Организация традиционного мероприятия «Встреча

      поколений»

2

-

2

34.Публичное слушание по истории Якутии.

2

-

2

35.Брейн- ринг по истории улуса.

4

-

4

36.Герой аата умнуллубат. Никто не забыт, ничто не

      забыто.

4

-

4

37.Краеведческие выезды (Соттинцы, Черкех, Баатара,

     Ломтука, г. . Якутск.

2

-

2

38.Пробег, посвященный к 75- летию  В.П.Ларионова.

1

-

1

 

124

68

192