Экскурсовод школьного музея

1. История музейного дела.

    Начало коллекционирования древностей. Создание крупных публичных музеев. Ведущие музеи нашей страны.

    Практические занятия:

    Знакомство по литературе, в ходе экскурсий с музеями различных профилей; беседа с сотрудниками местных музеев об истории музея, формирование его коллекций; проведение викторины по музеям нашей страны, республики.

                            2. Основы теории и организации музейного дела.

    Общественно-научная сущность музея. Функции музея. Музей и краеведения. Тип и профиль музея. Положение о школьном музее.

    Практические занятия:

    Знакомство с местными государственными, общественными, школьными музеями различных профилей. Экскурсии, встречи с работниками музеев.

                            3.    Сущность и специфические особенности школьного музея.

     Школьный музей как центр обучения и воспитания в школе. Школьный музей – итог туристско-краеведческой работы.

    Практические занятия:

    Знакомство с работой школьных музеев. Экскурсии. Встречи. Фонды музея. Учёт и хранение фондов школьного музея. Экспозиция школьного музея. Массовая работа музея (лекции, беседы, встречи, слёты, конференции, викторины, экскурсии).

                         4.    Собирательская работа (поисковая)

 1.     Определение цели поиска (сбора)

(создание музейной коллекции, пополнение фондов музея, создание или пополнение экспозиции музея).

2. Основные формы поисковой работы (походы, экспедиции, экскурсии, переписка, анкетирование, наблюдение, эксперимент и т.д.).

3. Методика сбора и фиксации материалов (по направлениям краеведческой работы).

4. Обработка собранного краеведческого материала.

5. Варианты оформления полученных результатов (карточки, подборка газетных вырезок на определённую тему, сообщение, отчёты, коллекции, фотографии, слайды, видеофильмы и т. д.).

Актуальность:

          Программа долгосрочная т.к. связана с развитием СОШ имени В.П.Ларионова.

            Программа предполагает улучшить работу учащихся и коллектива школы за счёт приобретения новых данных по истории школы, развитие поисковой работы, Программа  актуальна для всего Мегино - Кангаласского улуса тк МСШ является одной из старейших и ведущих школ системы образования улуса. Программа позволит регулярно и оперативно держать связь с выпускниками, учителями-ветеранами, те расширить контакты, а для движения вперед это одно из главных условий. Проект предусматривает воспитание чувства патриотизма, гордости за свою родную школу.

Примерный учебно –тематический план кружка «Экскурсовод школьного музея» 

№ п/п

Темы

Количество часов

 

 

Всего

Теория

Практика

1.

Подготовка экскурсовода школьного музея

70

22

48

1.1

Экспозиционная работа школьного музея (по теме проведённого поиска): подготовка экспозиции

8

4

4

1.2

Порядок создания экспозиции

14

6

8

1.3

Подготовка музейной экскурсии

2

2

 

1.4

Тема и цель экскурсии

2

2

 

1.5

Изучение темы экскурсии

14

2

12

1.6

Отбор экспонатов и составление маршрута

4

2

2

1.7

Работа над созданием экскурсии

10

2

8

1.8

Экскурсионные методы и приёмы

6

2

4

1.9

Отработка и сдача экскурсии

10

 

10

 

Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях

26

 

26

  Подготовка экскурсовода школьного музея

1.Экспозиционная работа музея Подготовка экспозиции:

- тема экспозиции;

- методы построения экспозиции;

- материалы экспозиции (подлинные и научно - вспомогательные, тексты в

экспозиции).

2. Порядок создания экспозиции:

- изучение и отбор материалов;

- составление тематико-экспозиционного плата;

- разработка проекта художественного оформления;

- консультация музейных специалистов;

- изготовление необходимого оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.

3. Подготовка музейной экскурсии

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Понятия «экскурсия», отличие от лекции.

4. Тема и цель экскурсии.

Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели.

5. Изучения темы экскурсий

Составление библиографии по теме экскурсии. Порядок изучения литературы, источников, экспонатов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.

6. Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии

Выделение под тем и отдельных вопросов темы, их логическая и хронологическая последовательность и взаимосвязь. Отбор экспонатов и составление маршрута экскурсии.

7. Работа над содержанием экскурсии

Структура экскурсии. Вступительная беседа, её содержание, план и порядок проведения. Основная часть экскурсии. Логические переходы. Выводы и обобщения. Заключительная беседа, её содержание и порядок проведения.

1.8 Экскурсионные методы и приёмы

Метод показа и рассказа. Их взаимодействие. Язык экскурсовода. Приём цитирования. Метод беседы, условия его использования. Ограниченность применения моторного метода.

1.9 Отработка и сдача экскурсии

Работа по экспозиции по владению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсии. Определение и применение конкретных методов и приёмов. Индивидуальный текст экскурсии. Консультации музейных специалистов. Прослушивание и обсуждение подготовленных экскурсий. Оценка.

Методическое обеспечение программы «Экскурсовод школьного музея»

Раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитат. процесса

Формы подведения итогов

Подготовка экскурсовода школьного музея

Лекция, практическое занятие, работа в библиотеке, музее, семинар,

консультации специалистов,

самостоятельная работа,

экскурсии,

учебно-познавательн. экскурсионные поездки

 

Словесный метод.

Практический метод: работа с литературой, краеведческими источниками, письменные работы (конспект, выписки, составление текста экскурсии);

Наглядный метод (просмотр, фотографий, видеофильмов, схем, отчетов о походах, поездках, использование «портфеля экскурсовода», работа по его пополнению.

Активная форма познават-ной деятельности (обсуждение сообщений, докладов, рефератов, участие в конф-ях, конкурсах, подготовка и защита рефератов, творческих работ, текстов экскурсий или их фрагментов, обмен впечатлениями после экскурсий, творческих встреч.

Технические средства: компьютер, электронные носители, проектор, видеофильмы,

Тестирование.

Творческие работы, выступления на конкурсах, конференциях.